1. 3D Studio Max 3. Создание тел-примитивов
Для того, чтобы обучение было более предметным, нацелим его на создание трехмерной сцены, объединяющей в своем составе объекты различной природы и формы. Это позволит на практических примерах научиться использовать различные инструменты 3D Studio Max 3.
Настраиваем МАХ 3.0 для работы над сценой «МАХ-кафе»
- Запустите МАХ 3.0 или выполните команду File/Reset (Файл/Перезагрузить), если программа уже запущена.
- Настройте единицы измерения. Для этого выберите в главном меню команду Customize/Units Setup (Настройка/Единицы измерения). Установите переключатель в появившемся окне диалога Units Setup (Единицы измерения) в положение Metric (Метрические) и выберите в раскрывающемся списке единицы измерения Centimeters (Сантиметры).
- Настройте сетку координат. Выберите команду Grid and Snap Settings (Настройка сетки и привязок) меню Customize (Настройка) и щелкните на корешке вкладки Home Grid (Исходная сетка) окна диалога Grid and Snap Settings (Настройка сетки и привязок). Установите в счетчике Grid Spacing (Шаг сетки) величину шага между вспомогательными линиями координатной сетки равной 1 см. В счетчике Major Lines every Nth (Главные линии каждые N) оставьте число 10.
- Активизируйте двумерную привязку. Для этого щелкните на кнопке 3D Snap (Трехмерная привязка) в строке подсказки, задержите кнопку мыши нажатой, пока не раскроется панель инструмента, перетащите курсор к кнопке 2D Snap (Двумерная привязка) и отпустите кнопку мыши.
- Установите в качестве принятого по умолчанию режим освещения сцены двумя источниками света во всех окнах проекций, как описано в разделе Выбор освещения, используемого по умолчанию.
- Сохраните пустую сцену с ее настройками в файле под именем МАХ-кафе.
2. Создаем «земную твердь» для сцены МАХ-кафе
- Уменьшите масштаб в окне проекции Тор (Вид сверху). Для этого щелкните на кнопке Zoom (Масштаб), переместите курсор в окно Тор (Вид сверху), щелкните кнопкой мыши и перетащите курсор вниз. Уменьшить масштаб нужно примерно так, чтобы по вертикали в окне проекции уместились две полные большие клетки, образованные главными линиями координатной сетки. При этом размер каждой мелкой ячейки сетки должен составлять 1 м (Grid = 100 см), а большой клетки - 1000 см, то есть 10 м.
- Постройте плоскость размером 30х40 м, призванную играть роль «земной тверди» - опорной поверхности, на которой будут размещаться все остальные объекты. Для этого щелкните на кнопке Plane (Плоскость) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху), установите его в точку с координатами (-2000; 1500; 0), щелкните кнопкой мыши и перетащите курсор по диагонали в точку (2000; -1500; 0). Отпустите кнопку мыши, фиксируя размеры плоскости.
- Перейдите на командную панель Create (Создать) и установите в свитке Parameters флажок Generate Mapping Color (Проекционные координаты). Измените имя объекта в свитке Name and Color (Имя и цвет), назвав его Основание сцены.
- Сохраните сцену под исходным именем.
3. Строим здание МАХ-кафе
- Постройте параллелепипед, который будет играть роль фундамента. Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху). Нажав и удерживая клавишу Ctrl, поместите курсор в точку (0; 0; 0) над которой должен появиться значок привязки, щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор по диагонали, пока размеры основания параллелепипеда в счетчиках Length (Длина) и Width (Ширина) свитка Parameters (Параметры) не станут равны 600 см (действует привязка к узлам сетки!). Отпустите кнопку мыши и только после этого отпустите клавишу Ctrl. Переместите курсор вверх, придавая блоку фундамента высоту. Так как включен режим привязки, высота будет меняться скачками с шагом 100 см - таков шаг сетки в окне проекции Тор (Вид сверху), если вы ничего не изменяли. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту в 100 см.
- Переместите курсор на командную панель Create (Создать) и установите значения размеров в счетчиках Length (Длина) и Width (Ширина) свитка Parameters (Параметры) равными 680 см, а в счетчике Height (Высота) - 30 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Введите имя объекта Фундамент в свитке Name and Color (Имя и цвет). Пока объект еще выделен, щелкните на кнопке Zoom Extents All Selected (Выделенные объекты целиком во всех окнах), которая находится на раскрывающейся панели инструмента Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах) в группе кнопок управления окнами проекций, чтобы увеличить масштаб изображения блока фундамента в каждом из окон проекций до размеров окна.
- Уточните координаты расположения опорной точки фундамента. Щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить) и выберите команду меню Tools/Transform Type-In (Сервис/Ввод данных преобразования). В появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) введите во все три счетчика группы Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значения 0.
- Теперь создайте еще один параллелепипед в качестве пола помещения кафе. Снова щелкните на кнопке Box (Параллелепипед), переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и опять установите его над точкой (0; 0; 0). Действуя точно так же, как описано в п. 1, постройте параллелепипед размером 600х600х5 см. Назовите этот объект Пол.
ЗАМЕЧАНИЕ Если вы обнаружите, что вводимые в счетчики размеров значения не оказывают влияния на вид выделенного объекта в окнах проекций, значит, вы случайно завершили процесс его создания. Теперь для внесения изменений в параметры объекта необходимо перейти на командную панель Modify (Изменить) и действовать, как описано в разделе «Модификация параметров объектов в любое время после их создания».
- Выберите инструмент Select and Move (Выделить и переместить), щелкните на кнопке ограничения преобразований осью Y и активизируйте окно проекции Front (Вид спереди), щелкнув на нем правой кнопкой мыши. Переместите объект Пол вверх на 30 см, поместив его точно поверх фундамента. Вид сцены в данный момент показан на рис. 1.1. Уточните координаты X, Y и Z объекта, как описано в п. 3, - они должны быть равны (0; 0; 30).
Рис. 1.1. Стандартный примитив Plane (Плоскость)
- Создайте потолок помещения в виде дубликата объекта Пол. Для этого выключите режим привязки, щелкнув на кнопке 2DSnap (Двумерная привязка), и немного переместите изображение проекции вниз, используя инструмент Pan (Прокрутка) из группы кнопок управления окнами проекции. Нажав и удерживая клавишу Shift, щелкните на объекте Пол в окне проекции Front (Вид спереди) и переместите объект вверх примерно на 290 см, следя за величиной смещения в поле отсчета координаты Y строки состояния. Отпустите кнопку мыши, а затем - клавишу Shift. В появившемся окне диалога измените имя копии объекта на Потолок и щелкните на кнопке ОК.
- Теперь, пока объект Потолок еще выделен, задайте точную высоту его размещения. Для этого выберите команду меню Tools/Transform Type-In (Сервис/Ввод данных преобразования). В появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) введите в счетчик Z группы счетчиков Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) величину 325. Это будет означать, что потолок расположится относительно пола на высоте 295 см. Нажмите клавишу Enter, наблюдая за смещением объекта Потолок.
- Создайте левую и правую стены помещения кафе. Прокрутите изображение в окнах проекции Front (Вид спереди) и Left (Вид слева) вниз, используя инструмент Pan (Прокрутка), так чтобы центр окна располагался примерно посердине между объектами Пол и Потолок. Щелкните на кнопке Box (Параллелепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и установите его в районе точки с координатами (300; 300; 0). Щелкните кнопкой мьши и перетащите курсор по диагонали примерно до точки (320; -300; 0). Отпустите кнопку мыши и переместите курсор вверх, чтобы значение параметра Height (Высота) в свитке Parameters (Параметры) стало равным примерно 300 см. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту. Перейдите на командную панель Create (Создать) и исправьте значения в счетчиках Length (Длина), Width (Ширина) и Height (Высота) соответственно на 600, 20 и 300 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Назовите объект Правая стена.
- Переместите правую стену на ее законное место. Для этого щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), затем выберите команду меню Tools/Transform Type-In (Сервис/Ввод данных преобразования). В появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) введите в счетчики X, Y и Z группы счетчиков Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значения 310, 0 и 30 соответственно.
- Создайте левую стену в виде дубликата правой. Для этого можно действовать так же, как описано в п. 6, 7, но мы применим в учебных целях другой вариант создания дубликата и его точного размещения в сцене. Убедитесь, что объект Правая стена все еще выделен. Выберите команду меню Edit/Clone (Правка/Дублировать). В появившемся окне диалога Clone Options (Параметры дублирования) оставьте переключатель Object (Объект) в положении Copy (Копия) и задайте имя копии Левая стена. Щелкните на кнопке ОК. Будет создана копия, пространственно совмещенная с оригиналом - объектом Правая стена. Выберите команду Tools/Transform Tipe-In (Сервис/Ввод данных преобразования) и в появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) измените в счетчике Х группы счетчиков Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значение 310 на -310. Вид сцены на данный момент показан на рис. 2.2.
Рис. 1.2. Здание кафе приобрело стены и потолок.
- Теперь построим фасад и заднюю стенку. Щелкните на кнопке Box (Параллепипед) в свитке Object Type (Тип объекта) командной панели Create (Создать). Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и щелкните кнопкой мыши в районе точки с координатами (-320; -300; 0). Перетащите курсор в район точки (320; -320; 0) и отпустите кнопку мыши. Переместите курсор вверх, придав стене высоту около 400 см, и щелкните кнопкой мыши для ее фиксации. Перейдите на командную панель Create (Создать) и измените значения в счетчиках Length (Длина), Width (Ширина) и Height (Высота), сделав их равными соответственно 20, 640 и 400 см. Установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты) и назовите объект Фасад.
- Уточните положение фасада. Щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), затем выберите команду меню Tools/Transform Type-In (Сервис/Ввод данных преобразования). В появившемся окне диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения) введите в счетчики X, Y и Z группы счетчиков Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значения 0, -310 и 30 соответственно.
- Пока фасад еще выделен, создайте его копию любым из известных вам методов. Назовите копию Задняя стена, перейдите на командную панель Modify (Изменить) и задайте высоту стены в свитке Parameters (Параметры) равной 300 см, а длину - 5 см. Задайте следующие точные координаты задней стены в счетчиках X, Y и Z группы Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) окна диалога Move Transform Type-In (Ввод данных преобразования перемещения): 0; 302,5; 30.
- В заключение создайте плиту, которая будет играть роль ступеньки перед будущей дверью. Прокрутите немного вверх изображение в окне проекции Top (Вид сверху), используя инструмент Pan (Прокрутка). Щелкните па кнопке Вох (Параллелепипед) и поместите курсор в точку с примерными координатами (-25; -340; 0). Щелкните кнопкой мыши и перетащите курсор в район точки (175; -400; 0). Отпустите кнопку мыши и переместите курсор вверх, придав блоку высоту около 15 см. Щелкните кнопкой мыши, фиксируя высоту, перейдите на командную панель Create (Создать) и задайте точные значения размеров блока: Length (Длина) = 60, Width (Ширина) = 200 и Height (Высота) = 15. Назовите объект Ступенька, установите флажок Generate Mapping Coords (Проекционные координаты). Щелкните на кнопке инструмента Select and Move (Выделить и переместить), вызовите окно диалога Move Transform Туре-In (Ввод данных преобразования перемещения) и введите в счетчики X, Y и Z группы Absolute: World (Абсолютные: Глобальные) значения 75, -370 и 0 соответственно. Окончательный вид здания кафе, которое пока не имеет ни дверей, ни окон, показан на рис. 1.3 (плоскость проекции была несколько повернута).
Рис. 1.3. Здание кафе пока без дверей.
- Сохраните сцену под исходным именем.