5. 3D Studio Max 3. Cоздаем булевские объекты
Формируем дверной проем в здании «МАХ-кафе»
Здание нашего «МАХ-кафе» до сих пор не имеет дверей. Подготовим дверной проем в стене фасада.
- Откройте ранее сохраненный файл МАХ-кафе.
- В окне проекции Front (Вид спереди) постройте стандартный примитив Box (Параллелепипед) со следующими размерами: Length (Длина) = 200 см, Width (Ширина) = 135 см, Height (Высота) = 30 см. Разместите центр объекта в точке с координатами: Х = 75 см, Z = 130 см. Затем переместите объект в окне проекции Тор (Вид сверху) вперед, так чтобы он слегка выступал и с наружной, и с внутренней стороны стены фасада. При этом глобальная координата Y центра объекта должна равняться -295 см.
- Выделите переднюю стену здания - объект Фасад. Щелкните на кнопке Geometry (Геометрия) командной панели Create (Создать), выберите в раскрывающемся списке разновидностей объектов вариант Compound Objects (Составные объекты) и щелкните на кнопке Boolean (Булевские) в свитке Object Type (Тип объекта). В свитке Pick Boolean (Задать операнд) щелкните на кнопке Pick Operand В (Указать операнд В), а затем в любом из окон проекций щелкните на объекте-параллелепипеде, предназначенном для формирования дверного проема. Переключатель Operation (Операция) установите в положение Subtraction (A-B) (Исключение (А-В)). В стене фасада появится прямоугольное отверстие - дверной проем, сквозь который видна внутренняя часть здания. Щелкните правой кнопкой мыши, чтобы закончить операцию создания булевского объекта, в который превратился теперь объект Фасад, как показано на рис. 5.1. В заключение сохраните файл под тем же именем.
Рис. 5.1. В стене фасада проделан проем.
Нарезаем зубья на вилке
Закрепим навыки создания булевских объектов, «нарезая» зубья на заготовке вилки, созданной несколько выше при освоении метода лофтинга.
- Откройте ранее сохраненный файл Вилка.max. Активизируйте окно проекции Front (Вид спереди), увеличьте изображение, как показано на рис. 5.2, и создайте усовершенствованный примитив ChamferBox (Параллелепипед с фаской) со следующими размерами: Length (Длина) = 4,0 см, Width (Ширина) = 9,5 см, Height (Высота) = 0,7 см, Fillet (Фаска) = 0,2 см. Этот параллелепипед и два его образца мы вычтем из заготовки, образовав промежутки между зубьями вилки.
Рис. 5.2. Параллелепипед с фаской будет играть роль штампа при нарезке зубьев.
- Чтобы зубья имели клиновидную форму, сузьте параллелепипед на одном из концов, применив к нему еще не использовавшийся нами модификатор заострения. Для этого при выделенном параллелепипеде щелкните на кнопке Taper (Заострение) в свитке Modifiers (Модификаторы) командной панели Modify (Изменить). Параллелепипед будет заключен в габаритный контейнер модификатора коричневого цвета. Обратите внимание, что центральная точка модификатора, обозначенная коричневым крестом, находится не в его геометрическом центре, так как совмещена с опорной точкой параллелепипеда, расположенной в середине его основания. Это отчетливо видно в окне проекции Тор (Вид сверху). При таком расположении центра заострение на виде сверху не будет симметричным. Чтобы переместить центр модификатора, щелкните на кнопке Sub-Object (Подобъект) в свитке Modifier Stack (Стек модификаторов) и выберите в раскрывающемся списке Selection Level (Уровень выделения) подобъект Center (Центр). Крест, обозначающий центральную точку, окрасится в желтый цвет. Щелкните на нем в окне проекции Тор (Вид сверху), выбрав инструмент Select and Move (Выделить и переместить), и перетащите середину параллелепипеда, как показано на рис. 5.2.
- Настройте параметры заострения и свитке Parampters (Параметры). Установите в счетчике Amount (Величина) значение 0,55. Переключатель Primary (Первичная ось) раздела Taper Axis (Ось заострения) установите в положение X, а переключатель Effect (Ось эффекта) - в положение Z. Создайте два образца заостренного параллелепипеда и разместите их на конце заготовки вилки, как показано на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Все готово к применению операции булевского вычитания.
- Переходите к булевскому вычитанию. Выделите объект Вилка и выберите на командной панели кнопку Bоolean (Булевские). Щелкните на кнопке Pick Operand B (Указать операнд В) в свитке Pick Boolean (Задать операнд) и выделите первый из трех параллелепипедов, предназначенных для фомирования промежутков между зубьями вилки. Проследите, чтобы переключатель Operation (Операция) был установлен в положение Subtraction (А-В) (Исключение (А-В)). Параллелепипед исчезнет, оставив после себя щель между двумя зубьями вилки, как показано на рис. 5.4. Щелкните правой кнопкой мыши, завершая операцию булевского вычитания.
Рис. 5.4. Первая пара зубьев сформирована.
- Снова щелкните на кнопке Pick Operand В (Указать операнд В) и выделите следующий параллелепипед. Он также исчезнет, сформировав щель между следующей парой зубьев. Повторите описанные действия применительно к третьему параллелепипеду. Окончательный вид вилки приведен на рис. 5.5. Закончив работу, сохраните файл под прежним именем.
Рис. 5.5. Зубья вилки нарезаны методом булевского вычитания.