2.1. Заглядываем в окно 3D Studio MAX 3.0
Главное меню
Главное меню обеспечивает доступ к командам МАХ 3.0, объединенным в следущие группы:
- File (Файл) - команды этого меню позволяют открывать, сохранять, импортировать и экспортировать файлы трехмерных сцен, а также просматривать файлы изображений и анимаций различных форматов. В нижней части меню размещается список имен последних открывавшихся файлов;
- Edit (Правка) - обеспечивает доступ к командам отмены и повторения операций, выделения, копирования и удаления объектов, настройки их свойств, а также регистрации и восстановления текущего состояния сцен;
- Tools (Сервис) - позволяет применять к объектам различные преобразования, а также обеспечивает вызов плавающих командных палитр и Редактора материалов;
- Group (Группа) - позволяет создавать, редактировать и разрушать именованые группы объектов;
- Views (Проекции) - позволяет управлять всеми аспектами отображения объектов в комплексе МАХ 3.0, включая настройку окон проекций и установку вспомогательных средств для точного рисования, а также обеспечивает отмену и повторение команд управления отображением;
- Rendering (Визуализация) - предоставляет доступ к командам визуализации сцен, создани и просмотра эскизов анимаций, позволяет вызывать диалоговое окно Video Post (Видеомонтаж) и выполнять настройку параметров имитации эффектов окружающей среды;
- Track View (Просмотр треков) - содержит команды манипулирования окнами диалога Track View (Просмотр треков), предназначенными для настройки параметров анимации объектов;
- Schematic View (Просмотр структуры) - включает команды управления окном диалога Schematic View (Просмотр структуры), которое служит для просмотра иерархических связей отдельных объектов сцены между собой;
- Customize (Настройка) - в это меню сведены все команды, предназначенные для настройки элементов интерфейса и параметров программы МАХ 3.0;
- MAXScript - содержит команды, предназначенные для написания и отладки макросов на языке MAXScript;
- Help (Справка) - предоставляет доступ к справочной системе МАХ, обеспечивает возможность обновления
справочной информации по сети Интернет, а также содержит информацию о текущей версии программы.
На панели инструментов МАХ 3.0 по умолчанию изображаются крупные кнопки, так что она не умещается целиком на экране. Чтобы вместо крупных кнопок перейти к использованию кнопок нормального размера, проделайте следующее:
- Выберите команду меню Customize/Preferences (Настройка/Параметры). На вкладке General (Общие) сбросьте в группе UI Display (Интерфейс пользователя) флажок Use Large Toolbar Buttons (Использовать крупные кнопки) и щелкните на кнопке ОК. Появится информационное сообщение о том, что сделанные изменения возымеют свое действие только после завершения сеанса работы с МАХ 3.0.
- Завершите работу с МАХ 3.0 и запустите его заново, чтобы на панели инструментов появились кнопки нормального размера.
Назначение и порядок использования остальных кнопок будет рассматриваться по мере необходимости.
Командные панели
Командные панели обеспечивают выполнение основной части операций по созданию и редактированию объектов
сцены, настройке иерархических связей между объектами и их частями, а также помогают управлять
отображением объектов. MAX 3.0 имеет шесть командных панелей, снабженных корешками: Create (Coздать),
Modify (Изменить), Hierarchy (Иерархия), Motion (Движение), Display (Дисплей) и Utility (Сервис).
Основную часть каждой командной панели занимает область свитков. Свиток (rollout) - это участок командной панели, содержащий группу тематически связанных параметров и имеющий заголовок в виде кнопки шириной во всю ширину свитка.
Свитки применяются не только в составе командных панелей, но и в ряде окон диалога, таких как Material Editor (Редактор материалов), Render Scene (Визуализация сцены) или Environment (Внешняя среда). Свиток может быть развернут или свернут до размеров кнопки-заголовка. Иногда развернутые свитки не умещаются в пределах экрана и уходят за нижний край командной панели или окна диалога. В этом случае можно прокрутить область свитков вверх или вниз.
Окна проекций
Каждое окно проекции имеет рамку и имя, располагающееся в левом верхнем углу этого окна. Одновременно на
экране МАХ 3.0 может присутствовать не более четырех окон проекций, расположение и размеры которых
выбираются пользователем. По умолчанию на экране MAX 3.0 располагаются три окна ортографических проекций
— Тор (Вид сверху), Front (Вид спереди) и Left (Вид слева), а также окно центральной проекции Perspective
(Перспектива). В окнах проекций по умолчанию отображается координатная сетка, относящаяся к
соответствующей координатной плоскости глобальной системы координат и называемая исходной сеткой
(home grid). В правом нижнем углу у каждого из окон по умолчанию изображается тройка координатных векторов
(coordinate axis tripod), указывающих истинные направления осей глобальной системы координат.
Из всех присутствующих на экране окон проекций только одно является активным, то есть находится в готовности к применению команд и инструментов МАХ 3.0. Рамка активного окна изображается белым цветом. Неактивные окна служат только для наблюдения за сценой.
Чтобы сделать окно активным, просто щелкните левой кнопкой мыши в его пределах. Так как щелчок левой кнопкой мыши обычно служит для выделения объектов сцены, такое действие может вызвать сброс текущего выделения объектов. Чтобы сделать окно активным, сохранив текущее выделение, щелкните правой кнопкой мыши на любой точке окна или щелкните левой кнопкой мыши на имени окна, когда курсор приобретет показанный ниже вид, соответствующий режиму активизации окна.
Щелчок правой кнопкой мыши на имени окна вызывает меню окна проекции, содержащее команды выбора уровня качества отображения объектов, типа проекции, включения режимов показа координатной сетки или фона сцены и другие команды управления отображением сцены в этом окне.
Кнопки управления окнами проекций
Кнопки управления окнами параллельных проекций типа Тор (Вид сверху) или Front (Вид спереди) служат для манипулирования изображением в этих окнах: увеличения и
уменьшения масштаба всего изображения, подгонки масштаба выделенных объектов под размер окна и т. п.
Если активно окно центральной проекции Perspective (Перспектива), то кнопка RegionZoom (Масштаб области)
заменяется на кнопку Field of View (Поле зрения).
Строка состояния
Строка состояния содержит поле отображения состава выделенных объектов, поля отсчета координат и шага
сетки, а также кнопку Lock Selection Set (Блокировка выделенного набора).
- Состав выделенных объектов. Здесь отображается тип и количество выделенных объектов, например: 3 Objects Selected (Выделено 3 объекта) или 2 Lights Selected (Выделено 2 источника света). Если состав выделенных объектов неоднороден, то сообщение имеет вид N Entities Selected (Выделено N элементов).
- Поля отсчета координат. Если не выполняется преобразование объекта, здесь отображаются координаты X, Y и Z положения курсора в активном окне проекции в глобальной системе координат. Формат отображения координат зависит от текущего выбора единиц измерения. При выполнении преобразования перемещения здесь отображаются величины сдвига относительно текущего положения по каждой из трех осей координат, при преобразовании поворота - величины углов (в градусах) относительно каждой из осей, при преобразовании масштабирования - значения коэффициента масштаба (в процентах) по каждой из осей.
- Lock Selection Set (Блокировка выделенного набора). Выделив какую-то группу объектов сцены, можно назначить ей имя, превратив в именованый выделенный набор. В дальнейшем все объекты такой группы можно выделять по имени набора. С помощью данной кнопки такой набор выделенных объектов может быть заблокирован. В результате вы не сможете ни добавить в набор, ни исключить из набора какие-либо объекты.
- Шаг сетки. Указывает расстояние между вспомогательными (более тонкими) линиями сетки координат активного окна проекции в текущих единицах измерения с учетом масштаба изображения в окне проекции. С изменением масштаба значение данного параметра скачкообразно меняется.
Строка подсказки отображает справочные сообщения, а также содержит поле имен временных тегов и кнопки переключения на использование клавиатурных комбинаций модулей расширения, выбора режима выделения, запрета деградации и фиксации привязок.
- Поле подсказки. При выборе любого инструмента или команды здесь появляется краткое сообщение, поясняющее действия, возможные с помощью данной команды или данного инструмента.
- Поле имен временных тегов. Если с текущим кадром анимации связан временной тег (это просто текстовая метка), то в данном поле отображается имя этого тега.
- Кнопка Plug-In Keyboard Shortcut Toggle (Клавиши модулей расширения). Щелчок на этой кнопке переключает программу на использование клавиатурных комбинаций, реализованных в модулях расширения, вместо собственных клавиатурных комбинаций МАХ 3.0.
- Кнопка Window/Crossing Selection (Оконное/Пересекающее выделение). Управляет тем, как происходит выделение объектов с помощью рамки. Если кнопка не нажата, она имеет вид Crossing Selection (Пересекающее выделение), при этом выделяются все объекты - как целиком попавшие в выделяющую рамку, так и пересеченные ею. Если кнопка нажата, она принимает вид Window Selection (Оконное выделение). В этом режиме выделяются только объекты, целиком попавшие в рамку. Эта кнопка является аналогом команды меню Edit/Region (Правка/Область).
- Кнопка Degradation Override (Запрет деградации). МАХ 3.0 позволяет просматривать анимацию прямо в окнах проекций, причем в ходе воспроизведения анимации программа пытается делать это с максимальной скоростью при наилучшем качестве тонирования изображения. Если из-за ограниченной производительности компьютера скорость анимации снижается ниже определенного порога, для ее повышения МАХ 3.0 обычно переходит к менее качественному режиму тонирования объектов. Нажатие кнопки Degradation Override (Запрет деградации) изменяет ее вид и делает невозможным ухудшение качества отображения сцены в активном окне проекции, разрешая МАХ 3.0 при необходимости снижать скорость воспроизведения анимации.
- Кнопки фиксации привязок. В МАХ 3.0 реализовано несколько различных типов привязок, позволяющих фиксировать положение вновь создаваемых объектов относительно узлов или линий координатной сетки, краев или углов других объектов и т. п. Это помогает выполнять построение сцены с высокой точностью. Данные кнопки дают возможность включать и выключать различные режимы использования привязок.