2.2. Объекты MAX 3.0
Объекты категории Geometry
В категорию Geometry (Геометрия) входят объекты, предназначенные для построения геометрической модели
трехмерной сцены и подразделяемые на следующие разновидности:
- Standart Primitives (Стандартные примитивы) - это трехмерные тела правильной геометрической формы, такие
как параллелепипед, сфера или тор. В число стандартных примитивов исторически входит также обект, представляющий
собой чайник с носиком, ручкой и крышкой (рис. 2.5);
- Extended Primitives (Улучшенные примитивы) - это также трехмерные тела, но обладающие несколько более
сложной формой и характеризуемые большим числом параметров, чем стандартные примитивы. К их числу
относятся такие объекты, как параллелепипед или цилиндр с фаской, многогранник, тороидальный узел и т. д.
(рис. 2.6);
- Compound Objects (Составные объекты) - это трехмерные тела, составленные их двух или более простых
объектов, как правило, объектов-примитивов (рис. 2.7). В данную разновидность входят также объекты типа
Loft (Лофтинговые) трехмерные тела, которые строятся методом лофтинга, то есть путем формирования оболочки
по опорным сечениям, расставляемым вдоль заданной траектории (рис. 2.8);
- Particle Systems (Системы частиц) - это источники множества мелких двумерных или трехмерных частиц,
призванных имитировать такие природные объекты, как пыль, дым, снег, брызги воды, воздушные пузырьки или
искры огня (рис. 2.9);
- Patch Grids (Сетки кусков) - это поверхности, состоящие из кусков Безье, форма и кривизна которых может регулироваться за счет мапипулирования управляющими точками. С помощью сеток кусков Безье удобно моделировать поверхности с плавно меняющейся кривизной (рис. 2.10);
- NURBS Surfaces (NURBS-поверхности) - это поверхности, форма которых описывается специальными математическими выражениями - неоднородными рациональными В-сплайнами (Non-Uniform Rational B-Splines - NURBS). В зависимости от типа NURBS-поверхностей они или проходят через все точки, заданные в пространстве сцены, или плавно огибают их. Такие поверхности наилучшим образом подходят для моделирования объектов сложной формы, свойственных живой и неживой природе (рис. 2.11);
- Dynamyc Objects (Динамические объекты) - это специфическая разновидность стандарстных объектов,
позволяющая с легкостью моделировать два типа устройств: пружины и амортизаторы (рис. 2.12) Эти объекты
не просто похожи на свои реальные прототипы по виду, но и позволяют при анимации физически правдоподобно
реагировать на действующие на них воображаемые силы.
- Doors (Двери) и Windows (Окна) - это интересные разновидности стандартных объектов, позволяющие с
легкостью моделировать такие довольно сложные архитектурные элементы, как двери и окна различных типов
(рис. 2.13), которые к тому же могут открываться и закрываться в процессе анимации.
К категории Shapes (Формы) относятся различные типы линий, образующих разомкнутые или замкнутые двумерные фигуры (только один тип линии размещается в трехмерном пространстве - это спираль). Представлены формы двумя разновидностями объектов:
- Splines (Сплайны) - это стандартные двумерные геометрические фигуры, такие как прямоугольник, эллипс
или звезда, а также линии произвольной кривизны и контуры текстовых символов (рис. 2.14);
- NURBS Curves (NURBS-кривые) - это разновидность линий, позволяющих строить плавные, не имеющие изломов кривые. NURBS-кривые или проходят через все опорные точки, или плавно огибают их.
В категории Lights (Источники света) и Cameras (Камеры) входят объекты, предназначенные для имитации различных источников освещения сцены и для наблюдения сцены через объективы воображаемых съемочных камер. Эти объекты не отображаются на итоговом визуализированном изображении сцены - их можно видеть только в окнах проекций.
Источники света и камеры могут быть нацеленными и свободными. Нацеленные источники света и камеры характеризуются наличием мишени (target) - точечного объекта, на который нацелена ось пучка световых лучей или линия визирования камеры. Свободные источники света и камеры не имеют мишеней.
Объекты категории Helpers
В категорию Helper (Вспомогательные объекты) входят объекты, которые не включаются в итоговое изображение
сцены и предназначены для упрощения задачи ее моделирования и анимации. Из пяти разновидностей
вспомогательных объектов, нас будут интересовать следующие две:
- Standard (Стандартные) - это объекты, используемые как вспомогательные при разработке и анимации геометрических моделей;
- Atmospheric Apparatus (Атмосферная оснастка) - объекты, предназначенные для локализации областей проявления эффектов окружающей среды.
В категорию Space Warps (Объемные деформации) входят объекты, прсдназначенные для имитации действия различных сил на геометрические модели или частицы, попадающие под влияние «силового поля». В МАХ 3.0 имеется пять разновидностей объемных деформаций:
- Geometric/Deformable (Деформируемая геометрия) и Modifier-Based (На базе модификаторов) - различным образом деформируют геометрические модели объектов;
- Particles & Dynamics (Частицы и динамика) и Particles Only (Только частицы) - оказывают силовые воздействия на отдельные частицы в системах частиц, а также используются для имитации действия на объекты сил тяжести или ветра;
- Dynamics Interface (Динамическое окружение) - служат для оказания воздействия на динамические системы.
Каждый ти систем представляет собой совокупность связанных между собой объектов, снабженных набором параметров, обеспечивающих анимацию системы. Категория Systems (Системы) изначально предназначена для включения в нее объектов, создаваемых дополнительными программными модулями. В комплект поставки МАХ 3.0 входят три типа систем:
- Bones (Кости) - позволяет создавать иерархически связанные цепочки рычагов, напоминающих кости скелета и используемых при анимации моделей живых существ или механических устройств;
- Ring Array (Хоровод) - позволяет создавать набор из заданного числа объектов, упорядоченно
расположенных по окружности указанного радиуса, и выполнять анимацию движений этих объектов (рис. 2.15);
- Sunlight (Солнечный свет) - позволяет создать источник параллельных световых лучей, имитирующих солнечное
освещение, а также воспроизводящий движение солнца с учетом географического положения, времени года и
суток моделируемой сцены.