3.1. Первая трехмерная сцена
Пусть нашим первым трехмерным объектом станет сфера - шар, симметричный со всех сторон. Для создания сферы выполните шаг за шагом следующие действия:
- Запустите МАХ 3.0 и щелкните на кнопке Sрhеrе (Сфера) в свитке Object Type (Тип объекта). Кнопка зафиксируется и подсветится зеленым цветом.
- Переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху), где он примет вид перекрестья, и установите перекрестье в центр окна, в точку пересечения осей сетки координат. Щелкните кнопкой мыши и, удерживаяя ее, перетащите курсор в сторону от центра. Когда сфера почти заполнит собой окно проекции Perspective (Перспектива), отпустите кнопку мыши. В окнах проекций Top (Вид сверху), Front (Вид спереди) и Left (Вид слева) сфера изображается в виде проволочпого каркаса, образованного ребрами между гранями, а в окне Perspective (Перспектива) - в виде тонированной оболочки. Линии каркаса имеют белый цвет. Таким цветом изображаются каркасы выделенных объектов, а всякий вновь созданный объект непосредственно после создания оказывается выделенным, то есть подготовленным к преобразованиям или редактированию.
- Посмотрите на свиток Parameters (Параметры) в нижней части командной панели Сreate (Создать). В счетчике Radius (Радиус) вы увидите значение радиуса только что созданной сферы, оно должно составлять что-нибудь около 65-70 единиц. Чтобы задать точное значение радиуса, щелкните в поле счетчика Radius (Радиус), измените число на 65 и нажмите клавишу Enter или Tab. В счетчике Segments (Сегменты) указывается число частей, на которые разбивается оболочка сферы по ее меридианам. По умолчанию сегментов 32, и это хорошо видно в окне Тор (Вид сверху).
- Чтобы выключить режим создания сфер, переместите курсор в активное окно проекции и щелкните правой кнопкой мыши или щелкните левой кнопкой мыши на кнопке инструмента Select Object (Выделить объект). Кнопка Sphere (Сфера) перейдет в исходное состояние, а курсор из перекрестья снова превратится в наклонную стрелку.
Помимо имени, каждый новый объект приобретае цвет, в который раскрашивается тонированная оболочка и каркас объекта. Если объекту не присвоен материал, то этот же цвет используется для раскраски объекта при визуализации сцены. Цвет нового объекта выбирается программой МАХ 3.0 случайным образом из палитры допустимых цветов, но можно изменить его и вручную. Для смены цвета созданного объекта щелкните на поле образца цвета в свитке Name and Color (Имя и цвет). Появится окно диалога Object Color (Цвет объекта). Ячейка текущего цвета выделяется в окне черной рамкой. Чтобы выбрать новый цвет из готовой палитры, просто щелкните на одной из ячеек.
Сцена из одного объекта - это чересчур примитивно, поэтому создадим нашему шару компаньона в лице маленького чайника:
- В свитке Object Type (Тип объекта) щелкните на кнопке Teapot (Чайник), переместите курсор в окно проекции Тор (Вид сверху) и поместите перекрестье в точке с координатами примерно (-100, 0, 0).
- Чайник создается точно так же, как и сфера. Отпустите кнопку мыши, когда радиус чайника достигнет величины 10-15 единиц.
- Выключите режим создания чайника.
Для сохранения сцены выберите команду меню File/Save (Файл/Сохранить) или нажмите клавиши Ctrl+S. Так как сцена ни разу не сохранялась, то появится окно диалога Save File As (Сохранить файл как).