3.2. Настройка окон

Выбор варианта расположения окон проекций и их типов
Размеры и расположение окон проекций нельзя менять произвольным образом, зато можно выбрать один из 14 заранее заготовленных вариантов размещения, или компоновки (layout), таких окон на экране. Чтобы настроить компоновку окон проекций, проделайте следующие действия:

  1. В основном меню щелкните на пункте Customize (Настройка) и выберите команду Viewport Configuration (Конфигурация окон проекции) или щелкните на имени любого окна проекций правой кнопкой мыши и выберите команду Configure (Конфигурировать). В результате появится окно диалога Viewport Configuration (Конфигурация окон проекций). Щелкните на корешке вкладки Layout (Компоновка).
  2. 14 значков изображают разные варианты разбиения экрана МАХ 3.0 на окна проекций, а в нижней части крупно изображается выбранная схема компоновки. Как видите, область окон проекции может быть разбита на четыре, три или два окна, а может и вовсе состоять из одного большого окна проекции. Чтобы выбрать любую из компоновочных схем, просто щелкните на соответствующем значке.
  3. Схемы компоновки задают размер и положение окон проекций, но не определяют их типы. Типы проекций, назначенные каждому из окон в данный момент, обозначены своими названиями на укрупненной схеме в нижней части вкладки. Чтобы изменить тип окна, щелкните на соответствующем поле укрупненной схемы. Появится список типов проекций в виде меню, из которого следует выбрать нужную проекцию.
Вот некоторые типы проекций, которые могут демонстрироваться в каждом из окон:
  • Top (Вид сверху), Front (Вид спереди), Left (Вид слева), Back (Вид сзади), Right (Вид справа) и Bottom (Вид снизу) - это шесть окон ортографических проекций объектов на плоскости, параллельные соответствующим плоскостям глобальной системы координат. Можно вручную располагать плоскости проекций под произвольным углом к координатным плоскостям. Окно параллельной проекции на плоскость, не параллельную координатной плоскости, имеет название User (Специальный вид);
  • Perspective (Перспектива) - окно центральной проекции, характеризующей вид сцены из точки, положение кторой вы можете изменять по своему усмотрению;
  • если на сцене установлены съемочные камеры, то в любом из окон можно включить центральную проекцию сцены на плоскость, перпендикулярную линии визирования съемочной камеры. Такие окна позволяют увидеть сцену через объектив воображаемой камеры и имеют имена, соответствующие именам камер;
  • если в составе сцены имеются источники направленного света, то в любом из окон можно включить центральную проекцию сцены на плоскость, перпендикулярную оси пучка лучей источника. Такие окна позволяют увидеть сцену из точки расположения каждого направленного источника света или прожектора, а это бывает очень удобно, когда требуется точно настроить расположение пятна света на сцене. Имена таких окон соответствуют именам источников света;
  • если в состав сцены включен вспомогательный объект-сетка (Grid), представляющий собой плоскость, произвольным образом ориентированную в глобальной системе координат, то появляется возможность включить в любом из окон любую из шести ортографических проекций сцены на плоскости, параллельные координатным плоскостям объекта-сетки. Такие окна имеют имена Grid (Top) (Сетка (Вид сверху)), Grid (Front) (Сетка (Вид спереди)) и т. п.
Кроме того, в окнах проекций для удобства работы над сценой могут размещаться окна Track View (Просмотр треков) или Schematic View (Просмотр структуры).

В любом из окон проекций может быть установлен любой допустимый тип проекции. Можно даже одновременно переключить все окна на показ одной и той же проекции. Чтобы изменить тип проекции в окне, выполните следующие действия:

  1. Щелкните правой кнопкой мыши на имени того окна проекции, тип которого нужно изменить. В появившемся меню выберите команду Views (Проекции), которая вызывает каскад подменю, содержащих команды выбора типа окна проекции. Если в составе сцены имеются камеры или источники направленного света, то их имена появляются в верхней части подменю.
  2. Перетащите курсор к названию нужного типа проекции и отпустите кнопку мыши.
Управление изображением в окнах проекций
Мало уметь переключать окна проекции на показ проекции нужного типа, важно еще активно управлять изображением трехмерной сцены в окне проекции:
  • уменьшать и увеличивать масштаб всего изображения сцены или его части в одном отдельном окне или во всех окнах сразу;
  • подгонять размер изображения части сцены под размер активного окна или всех окон;
  • «распахивать» отдельное окно во весь экран и восстанавливать его исходный размер;
  • выполнять прокрутку, то есть сдвиг изображения в окне в произвольном направлении, чтобы увидеть скрытые за краем окна участки проекции;
  • изменять ориентацию плоскости проекции, то есть свободно перемещать вокруг объекта ту воображаемую видеокамеру, которая дает изображение проекции.
Диапазон масштабов изображений, которые можно просматривать в окне проекции очень огромен. При наибольшем увеличении размер участка сцены, который будет виден в окне составляет всего лишь около 0,35х0,5 мм, а при наименьшем увеличении - приблизительно 70х100 км. Нетрудно подсчитать, что разница размерах объектов, которые могут целиком отображаться в окне проекции, составляет 200 миллионов раз! Чтобы изменить масштаб изображения в окнах проекций, поступайте следующим образом:

  1. Если нужно изменить масштаб только в отдельном окне, то щелкните на кнопке Zoom (Масштаб) в группе кнопок управления окнами проекций. Если же требуется одновременно изменить масштаб изображения во всех окнах ортографических проекций и в окне Perspective (Перспектива), то щелкните на кнопке Zoom All (Масштаб всех окон). Кнопка зафиксируется и подсветится зеленым цветом.
  2. Для изменения масштаба в отдельном окно проекции переместите курсор в это окно, и он примет вид значка на кнопке. Для изменения масштаба сразу всех окон курсор можно поместить в любое из окон проекций. Щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее, переместите курсор вверх для увеличения масштаба или вниз - для уменьшения. МАХ 3.0 поддерживает автоматический перенос курсора, означающий следующее. Выполняя увеличение масштаба окна проекции, вы перетаскиваете курсор вверх. Когда курсор достигает верхнего края экрана, он автоматически переносится к его нижнему краю. Это позволяет продолжать непрерывно перетаскивать курсор вверх для дальнейшего увеличения масштаба.
  3. Щелкните в окне проекции правой кнопкой мыши, чтобы выключить режим масштабирования.
В ходе работы над сценой часто бывает нужно укрупнить какой-то фрагмент изображения, чтобы рассмотреть его во всех деталях и выполнить необходимую правку. Этой цели служит инструмент Region Zoom (Масштаб области), который действует только в окнах ортографических проекции.

Для увеличения фрагмента сцены в любом из окон ортографических проекций выполните следующие действия:

  1. Щелкните на кнопке Region Zoom (Масштаб области). Кнопка зафиксируется и подсветится зеленым цветом. Переместите курсор в нужное окно проекции, где он примет вид значка, изображенного на кнопке.
  2. Щелкните в точке изображения, которая будет одним из углов увеличиваемой области, и перетащите курсор по диагонали, растягивая пунктирную рамку.
  3. Отпустите кнопку мыши. Область, заключенная в рамку, увеличится до размеров окна проекции.
  4. Щелкните в окне проекции правой кнопкой мыши, чтобы выключить режим масштабирования области.
Изменение поля зрения в окне центральной проекции
Если активно окно центральной проекции Perspective (Перспектива), то кнопка Region Zoom (Масштаб области) превращается в кнопку Field of View (Поле зрения). Размер поля зрения при центральной проекции определяется углом между крайними лучами из того веера лучей, с помощью которых формируется такая проекция.

Для изменения величины поля зрения действуйте так:

  1. Активизируйте окно проекции Perspective (Перспектива) и щелкните на кнопке Field of View (Поле зрения). Кнопка зафиксируется и подсветится зеленым цветом. Переместите курсор в окно проекции, где он примет вид значка, изображенного на кнопке.
  2. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор вниз для увеличения поля зрения или вверх для уменьшения поля зрения. При увеличении поля зрения происходит расширение видимой области сцены, объекты становятся мельче, а перспективные искажения усиливаются: вертикальные линии становятся все более наклонными, а параллельные прямые перестают выглядесть параллельными. При уменьшении поля зрения происходит сужение видимой области сцены, укрупнение объектов и снижение перспективных искажений.
  3. Щелкните в окне проекции правой кнопкой мыши, чтобы выключить peжим изменения поля зрения.
Подгонка изображения сцены или ее части под размер окна проекции
Вы закончили правку деталей небольшого элемента одного из объектов, изображение которого было укрупнено до размеров окна проекции, и снова хотите видеть всю сцену целиком? Нет проблем! Просто щелкните на кнопке Zoom Extents (Сцена целиком), чтобы все объекты сцены разместились в границах активного окна проекции, или на кнопке Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах), чтобы видеть всю сцену целиком в каждом из окон проекций.

Довольно часто бывает нужно рассмотреть крупным планом не всю сцену, а только какой-то один объект. В этом случае лучше всего воспользоваться инструментом Zoom Extents Selected (Выделенные объекты целиком), который находится на раскрывающейся панели инструмента Zoom Extents (Сцена целиком). Это делается следующим образом:

  1. Выделите тот объект, проекцию которого нужно подогнать под размеры окна. В простейшем случае для выделения объекта достаточно просто щелкнуть на нем кнопкой мыши (о том, как выделять объекты, мы подробнее поговорим на уроке 4, "Учимся выделять, дублировать и преобразовывать объекты").
  2. Щелкните па кнопке Zoom Extents (Сцена целиком) и задержите кнопку мыши нажатой, пока не раскроется панель этого инструмента).
  3. Перетащите курсор к кнопке Zoom Extents Selected (Выделенные объекты целиком) и отпустите кнопку мыши.
Чтобы изображение объекта укрупнилось до размеров окна в каждом из окон проекций, выделите этот объект и щелкните на кнопке Zoom Extents All Selected (Выделенные объекты целиком во всех окнах), которая находится на раскрывающейся панели инструмента Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах).

Разворачивание окна проекции на весь экран
Если в составе сцены много мелких деталей, то для удобства правки иногда имеет смысл развернуть окно проекции на весь экран. Это делается очень просто - щелчком на кнопке Min/Max Toggle (Развернуть/Восстановить). Когда потребуется вернуться к исходной компоновке окон проекций, снова щелкните на этой же кнопке.

Прокрутка изображения в окнах проекций
Проекция сцены, особенно при крупном масштабе изображения, часто не умещается целиком в окне проекции. Для просмотра участков проекции, скрытых за краями окна, пользуйтесь инструментом Pan (Прокрутка). При этом окно проекции можно рассматривать как квадратный "вырез" в экране, позади которого перемещается большой "лист" с изображением проекции сцены.

Для прокрутки изображения выполните следующее:

  1. Щелкните на кнопке Pan (Прокрутка), она зафиксируется и подсветится зеленым цветом.
  2. Переметите курсор в нужное окно проекции (прокрутка действует в любом окне). Курсор примет вид значка, изображенного на кнопке. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор вместе с изображением (курсор при этом может выходить и за пределы окна). Закончив прокрутку, отпустите кнопку мыши.
  3. Для завершения режима прокрутки щелкните в окне проекции правой кнопкой мыши.
Поворот плоскости проекции
Возможность поворачивать плоскость проекции очень удобна, так как позволяет подобрать наилучший ракурс просмотра сцены. Инструмент Arc Rotate (Повернуть) служит для перемещения плоскости проекции вокруг объекта при неизменном расстоянии до него. Пользоваться инструментом Arc Rotate (Повернуть) можно как в окнах ортографических проекций, так и в окне центральной проекции Perspective (Перспектива), при этом в окнах ортографических проекций автоматически устанавливается проекция типа User (Специальный вид).

Для поворота плоскости проекции поступайте следующим образом:

  1. Щелкните на кнопке Arc Rotate (Повернуть), после чего она зафиксируется и подсветится зеленым цветом, а в активном окне проекции появится трекбол вращения - окружность зеленого цвета с центром в начале текущей системы координат и четырьмя маркерами в верхней, нижней, левой и правой крайних точках.
  2. Щелкните в пределах окна проекции и перетаскивайте курсор вправо-влево для вращения проекции и горизонтальной плоскости или вверх-вниз для вращения в вертикальной плоскости. Вариант поворота будет определяться формой курсора, которая меняется при его размещении внутри трекбола, снаружи от него или на одном из четырех маркеров. Кнопка Arc Rotate (Повернуть) имеет панель, содержащую два альтернативных варианта инструмента - кнопки Arc Rotate Selected (Повернуть выделенные) со значком белого цвета и Arc Rotate Sub-Object (Повернуть подобъект) со значком желтого цвета. С помощью этих кнопок выполняется вращение изображения относительно центра выделенного набора объектов или выделенного подобъекта, а не центра поля зрения.
  3. Для выключения режима вращения щелкните в окне проекции правой кнопкой мыши.
Отмена и повторение изменений режима отображения сцены в окне проекции
Если вы ошибочно изменили масштаб или повернули изображение в окне проекции, не пытайтесь выполнить отмену этих ошибочных действий с помощью кнопки Undo (Отменить) панели инструментов, она здесь не поможет. Чтобы отменить изменения режима отображения сцены в окне, щелкните на имени окна правой кнопкой мыши и выберите в меню окна. команду Undo (Отменить). Название отменяемого действия появляется в меню правее наименования команды. Вместо этого можно также выполнить команду главного меню Views/Undo (Проекции/Отменить) или просто нажать клавиши Shift+Z. Емкость очереди отмены составляет по умолчанию 20 команд.

Для отмены последней отмены, то есть для повторения отмененного изменения состояния активного окна проекции, выберите в меню окна команду Redo (Повторить). Можете с той же целью выполнить команду основного меню Views/Redo (Проекции/Повторить) или нажать клавиши Shift+A.

Выбор уровня качества показа объектов
До сих пор мы сталкивались только с тремя вариантами отображения объектов в окнах проекций: в виде каркасов, в виде граненой оболочки и в сглаженной тонированной оболочки. На самом деле в МАХ 3.0 поддерживается 7 разных вариантов показа объектов, различающихся уровнем качества изображения. Чем ниже качество, тем меньше вычислительных затрат на прорисовку изображения и тем быстрее происходит отображение, а это важно при отладочном просмотре анимации в окнах проекций.

Вот эти варианты в порядке улучшения качества изображения:

  • Bounding Box (Габаритный контейнер) - объекты изображаются в виде описанных вокруг них параллелепипедов со сторонами, параллельными плоскостям глобальной системы координат.
  • Wireframe (Каркас) - объекты изображаются в виде "проволочных каркасов" образованных видимыми ребрами между соседними гранями, не лежащими в одной плоскости;
  • Lit Wireframes (Освещенные каркасы) - объекты изображаются is виде каркасов, тонированных в соответствии с направлением лучей источников света;
  • Facets (Грани) - объекты изображаются в виде совокупности тонированных плоских граней;
  • Facets + Highlights (Грани + блики) - объекты изображаются в виде совокупности тонированных плоских граней с добавлением бликов:
  • Smooth (Сглаживание)- объекты отображаются в тонированном виде со сглаживанием переходов между плоскими гранями
  • Smooth + Highlights (Сглаживание + блики) - объекты изображаются в тонированном виде со сглаживанием переходов между плоскими гранями и с добавлением бликов.
В любом из режимов тонированной раскраски можно дополнительно показывать контуры граней каркаса. При выборе вариантов Smooth (Сглаживание) и Smooth + Highlights (Сглаживание + блики) в окнах проекций могут демонстрироваться текстуры материалов, назначенных объектам. 3.13, и, если применительно к данным материалам в Редакторе материалов будет включен режим Show Map in Viewport (Показать текстуру в окне проекции). О том, как это сделать, вы узнаете из урока 10, "Осваиваем создание материалов и применение их к объектам".

В каждом окне проекции может устанавливаться свой уровень качества отображения объектов (только текстуры будут видны сразу во всех окнах с тонированным режимом отображения). Для выбора нужного варианта качества отображения используйте меню окна проекции, действуя следующим образом:

  1. Раскройте меню окна проекции, щелкнув на имени окна правой кнопкой мыши.
  2. Выберите в верхней части окна команду Smooth + Highlights (Сглаживание + блики) или Wireframe (Каркасы), чтобы включить соответствующие режимы просмотра. Для установки остальных пяти уровней качества выполните команду Other (Другие) и выберите нужную команду в подменю.
  3. Для включения режима показа ребер каркаса вместе с тонированной оболочкой объектов, выберите дополнительно команду Edged Faces (Контуры граней).
Двусторонний показ граней
Мы уже говорили о том, что в обычном случае грани оболочек объектов видны только с одной стороны, а именно с той, в которую направлена нормаль грани. Если трехмерный объект имеет внутреннюю полость, как у чашки, стакана, вазы или кастрюли, то все грани, на которые взгляд падает изнутри полости, не будут видны в окнах проекций.

Чтобы обеспечить визуализацию граней с обеих сторон, необходимо вызвать окно диалога Viewport Configuration (Конфигурация окон проекций), щелкнув, например, на имени любого окна проекции правой кнопкой мыши и выбрав в меню окна команду Configure (Конфигурировать). В окне диалога нужно щелкнуть на корешке вкладки Rendering Method (Метод визуализации) и установить в разделе Rendering Options (Параметры визуализации) флажок Force 2-Sided (Показывать обе стороны). После этого грани будут видны с обеих сторон. В обычном случае этот флажок сброшен, так как двусторонняя прорисовка граней замедляет работу МАХ 3.0.

Итак, мы разобрались, как управлять качеством изображения всех объектов, видимых в окне проекции. Однако МАХ 3.0 позволяет дополнительно управлять отображением отдельных объектов сцены.

Выбор освещения, используемого по умолчанию
В окнах проекций МАХ 3.0 объекты могут освещаться одним или двумя источниками света, которые действуют до тех пор, пока вы не разместите в сцене собственные осветители. По умолчанию используется один источник света, лучи которого падают на сцену "из-за спины" наблюдателя. Такой вариант освещения обеспечивает более быструю перерисовку объектов в окнах проекции, хотя выглядит не вполне естественно. При использовании двух источников света один из считается расположенным в левом верхнем, а второй - в правом нижнем углу сцены. Исходное освещение можно настраивать индивидуально для каждого окна проекции или применить ко всем окнам сразу. Для того чтобы включить во всех окнах проекций по два встроенных источника света, проделайте следующее:

  1. Выберите команду главного меню Customize/Viewport Configuration (Настройка/Конфигурация окон проекций) или щелкните на имени любого окна проекции правой кнопкой мыши и выберите в меню окна команду Configure (Конфигурировать). В появившемся окне диалога выберите вкладку Rendering Method (Метод визуализации).
  2. По умолчанию при перезагрузке МАХ З.0. для каждого окна в разделе Rendering Options (Параметры визуализации) устанавливается переключатель 1 Light (1 источник), расположенный под флажком Default Lightning (Исходное освещение), что означает использование одного встроенного источника света для освещения сцены в окне проекции. Чтобы заставить MAX 3.0 использовать два встроенных источника света, установите переключатель в положение 2 Lights (2 источника).
  3. Установите переключатель Apply To (Применить к) в положение All Viewports (Все окна проекции), чтобы действие режима освещения распространялось на все окна, и щелкните на кнопке ОК.
Более подробно об освещении сцены вы узнаете на уроке 9, "Расставляем и настраиваем осветители и съемочные камеры".

Управление отображением отдельных объектов
Применительно к отдельным объектам можно устанавливать индивидуальные режимы отображения, а также по своему желанию делать объекты невидимыми или снова видимыми.

Индивидуальные режимы отображения
Установка индивидуальных режимов отображения объектов производится в окне диалога Object Properties (Свойства объекта), которое вызывается из контекстного меню объекта.

Для настройки индивидуальных режимов отображения объектов проделайте следующее:

  1. Выделите нужный объект в любом окне проекции, щелкнув на нем левой кнопкой мыши, а затем щелкните на нем правой кнопкой мыши, чтобы вызвать меню объекта.
  2. Выберите в средней части меню команду Properties (Свойства). Появится окно диалога Object Properties (Свойства объекта).
  3. Включение и выключение индивидуальных режимов отображения производится путем установки или сброса флажков в разделе Display Properties (Свойства отображения) окна. Рассмотрим только некоторые из них, которые могут пригодиться на деле:
    • Show as Boxes (Показывать как габаритные контейнеры) - если этот флажок установлен, объект будет показываться в виде габаритного контейнера вне зависимости от текущего уровня качества отображения в окне проекции. Это бывает удобно, когда работа по отладке данного объекта уже закончена, а редактирование других объектов еще продолжается.
    • Edges Only (Только края) - если сбросить этот флажок, установленный по умолчанию, то в каркасном режиме отображения будут показываться пунктирными линиями ребра смежных треугольных граней, лежащих в одной плоскости, которые в обычном случае не видны;
    • X-Ray (Рентген) - установка этого флажка делает объект в окнах проекций полупрозрачным, позволяя видеть сквозь него те объекты, которые он заслоняет от наблюдателя. Это бывает полезно на этапе отладки взаимного положения объектов. Включение этого режима не влияет на результат визуализации: прозрачность объекта на итоговом изображении зависит только от свойств присвоенного ему материала.
Скрытие и показ объектов
Возможность скрывать отдельные объекты от просмотра и восстанавливать их видимость в окнах проекций очень полезна. Она позволяет упростить изображение в окне проекции (представьте себе, какая "каша" из линий получается, когда проекции нескольких объектов перекрываются) и помогает сосредоточить внимание только на тех объектах сцены, работа с которыми должна вестись в данный момент. Можно скрывать все выделенные или, наоборот, все невыделенные объекты, целые категории объектов, а также выбирать скрываемые объекты по имени или цвету.

Чтобы скрыть от просмотра отдельный объект, достаточно установить флажок Hide (Скрыть) в правом верхнем углу окна диалога Object Properties (Свойства объекта) этого объекта.

Широкий набор инструментов для управления видимостью объектов имеется на командной панели Display (Дисплей).

Чтобы скрыть объекты от просмотра или восстановить их видимость с помощью командной панели Display (Дисплей), выполните следующие действия:

  1. Щелкните на корешке командной панели Display (Дисплей) и разверните свитки Hide by Category (Скрыть по категориям) и Hide (Скрыть).
  2. Чтобы скрыть от просмотра определенные категории объектов, установите в свитке Hide by Category (Скрыть по категориям) соответствующие флажки - Geometry (Геометрия), Shapes (Формы), Lights (Источники света), Cameras (Камеры), Helpers (Вспомогательные объекты), SpaceWarps (Объемные деформации) и Particle Systems (Системы частиц). Скрытие категорий объектов в окнах проекций происходи немедленно после установки соответствующего флажка. Для восстановления видимости объектов определенной категории достаточно сбросить нужный флажок.
  3. Чтобы скрыть от просмотра отдельные объекты, используйте следующие кнопки свитка Hide (Скрыть):
    • Hide Selected (Скрыть выделенные) - скрывает от просмотра все выделенные объекты сцены;
    • Hide Unselected (Скрыть невыделенные) - скрывает от просмотра все невыделенные объекты текущей сцены. Этот вариант удобен, когда требуется сосредоточить усилия на отдельном объекте. Выделите нужный объект, а затем примените данную команду, чтобы скрыть от просмотра все остальные объекты;
    • Hide by Name (Скрыть по имени) - вызывает окно диалога Hide Objects (Скрытие объектов), помогающее выбрать объекты, которые требуется скрыть от просмотра, по их именам. Это окно диалога аналогично окну диалога Select Objects (Выделение объектов), которое мы подробно рассмотрим на уроке 4, "Учимся выделять, дублировать и преобразовывать объекты". Выделите имена нужных объектов в списке окна диалога и щелкните на кнопке Hide (Скрыть);
    • Hide by Hit (Скрыть по указанию) - позволяет скрыть тот объект, на котором будет выполнен щелчок кнопкой мыши.
    • Чтобы восстановить видимость скрытых объектов, щелкните на одной из следующих кнопок свитка Hide (Скрыть):
    • Unhide AIl (Сделать видимыми все) - позволяет сделать видимыми все объекты сразу;
    • Unhide by Name (Сделать видимыми по имени) - позволяет восстановить видимость отдельных объектов по именам, вызывая с этой целью окно диалоги Unhide Objects (Восстановление видимости объектов), которое практически не отличается от окна Hide Objects (Скрытие объектов). Выделите в списке окна диалога имена нужных объектов и щелкните на кнопке Unhide (Сделать видимыми).

Назад
Компьютерная графика © 2014 ОСУ ИК Вход