1.1. Точечные и векторные изображения

Все изображения, с которыми работают программы машинной графики, подразделяются на два класса: точечные и векторные. Представление точечного изображения в памяти компьютера - это массив сведений о цвете всех пикселов, упорядоченный тем или иным образом. Наиболее близким аналогом такого явления виртуального мира, как точечное изображение, в реальном мире является мозаика.

Точечное изображение в памяти компьютера - это массив сведений о цвете всех пикселов, упорядоченный тем или иным образом.

Векторным изображением в машинной графике принято называть совокупность более сложных и разнообразных геометрических объектов (рис. 1.1). Номенклатура таких объектов может быть более или менее широкой, но, как правило, в нее включаются простейшие геометрические фигуры (круги, эллипсы, прямоугольники, многоугольники, отрезки прямых и дуги кривых линий). Важнейшая особенность векторной графики состоит в том, что для каждого класса объектов определяются управляющие параметры, конкретизирующие его внешний вид. Например, для окружности такими управляющими параметрами являются диаметр, цвет, тип и толщина линии, а также цвет внутренней области.

Представление векторного изображения в памяти компьютера сложнее, чем точечного. Несколько упрощая, можно считать, что оно представляет собой перечень всех объектов, из которых составлено изображение, причем для каждого объекта указано, к какому классу объектов он принадлежит, и приведены значения всех управляющих параметров. Подобрать аналог векторному изображению в реальном мире не так-то просто. Впрочем, на эту роль вполне может претендовать тот человечек, которого в детстве все рисовали, приговаривая: "Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречик...". Последняя фраза, по сути дела, представляет собой перечисление объектов векторного изображения.

Векторное изображение представляет собой перечень всех объектов, из которых составлено изображение, причем для каждого объекта указано, к какому классу он принадлежит, и приведены значения всех управляющих параметров (размер, цвет, толщина линии и т. д.)

Из приведенного выше сравнения двух классов изображений может показаться, что с векторными изображениями работать значительно сложнее и что область их применения весьма узкая. Это не так. В очень многих случаях решающую роль играют специфические достоинства и недостатки точечных и векторных изображений.

Основной недостаток точечного изображения состоит в фиксированном размере пикселов. Из-за этого при увеличении или уменьшении возникают крайне нежелательные эффекты. При увеличении точечное изображение приобретает отчетливо видимую зернистую структуру. При уменьшении точечного изображения с сохранением прежнего размера пиксела неизбежно приходится выбрасывать некоторые пикселы, что приводит к потере части содержащейся в изображении информации.

Более того, оказывается, что размеры точечного изображения при сохранении исходного размера пиксела можно увеличивать лишь кратно - в два, три и т. д. раз. Если это условие не соблюдается, на изображении возникают волнообразные полосы, точки или клетки.

Второй, не менее существенный недостаток точечных изображений состоит и отсутствии внутренней структуры, соответствующей структуре изображенных объектов. Все объекты, которые мы видим на рисунке - это результат работы нашего мозга, выделившего в изображении эти объекты. Для того чтобы найти и изолировать соответствующие этим объектам пикселы, придется немало потрудиться. С другой стороны, точечные изображения обеспечивают максимальную реалистичность, поскольку в цифровую форму перводится каждый мельчайший фрагмент оригинала.

Третий недостаток точечных изображений - большой объем памяти, требующейся для их хранения. При работе с точечными изображениями высокой четкости и сравнительно большого размера нередки случаи, когда размеры соответствующих им файлов превышают десятки мегабайт. Работа с такими громоздкими объектами зачастую оказывается не под силу даже самым современным и мощным компьютерам.

Векторное изображение существенно более гибко в работе. Для того чтобы увеличить или уменьшить его, требуется всего лишь изменить один управляющий параметр изображения в целом - масштаб. При этом размер файла с векторным изображением не увеличится ни на один байт и четкость изображения не пострадает.

В отличие от точечного изображения степень структуризации векторного изображения может быть произвольной. Она определяется художником, строящим векторное изображение. Поэтому удаление и перемещение объектов не составляет никакого труда.

Размеры файлов с векторными изображениями в большинстве случаев намного меньше размеров файлов с изображениями точечными.

В заключение сравнительного анализа классов изображений отметим, что преобразование векторного изображения в точечное представляет собой достаточно простой и абсолютно формальный процесс, выполняющийся в большинстве программ машинной графики без вмешательства пользователя. Преобразование же точечного изображения в векторное в подавляющем большинстве случаев требует не просто вмешательства, а творческого участия пользователя. К тому же, создать точечное изображение гораздо легче, чем векторное. Существуют устройства их получения непосредственно в цифровой форме (сканеры, цифровые камеры, платы видеозахвата). Векторные же изображения требуют ручного ввода (построения или рисования).

Назад
Компьютерная графика © 2014 ОСУ ИК Вход