5.2. Манипулирование объектами

К категории операций манипулирования относят действия, наиболее часто выполняющиеся после выделения объектов. Некоторые из этих действий не оказывают влияния на внешнюю форму объектов, меняя только их положение на печатной странице (размещение, поворот), другие меняют форму или размеры объекта, не меняя его положения (масштабирование), третьи меняют и положение и форму объекта (зеркальное отражение).

Размещение
Под размещением в CorelDRAW понимается расположение выделенного объекта в желаемом месте печатной страницы. В процессе размещения меняются значения двух атрибутов объекта, определяющих координаты его середины. В CorelDRAW используется четыре основных способа размещения объектов.

Простейший из них состоит просто в перетаскивании объекта указателем инструмента Pick (Выбор). Текущее положение объекта в процессе перетаскивания обозначается его копией без заливки. В строке состояния отображаются текущие значения смещения середины объекта по двум координатам, расстояние, на которое был смещен объект из исходного положения, и угол, определяющий направление смещения.

При перемещении объектов с помощью мыши может создаться впечатление, что они перемещаются не плавно, а скачками. Это вызывается включением режимов привязки к сетке, направляющим или объектам. Эти режимы включаются и выключаются кнопками панели атрибутов, появляющейся при отсутствии выделенных объектов.

Если требуется расположить выделенный объект или группу объектов в строго определенном месте страницы, добиться этого описанными выше приемами достаточно сложно. В этом случае проще непосредственно изменить значения атрибутов, управляющих координатами середины выделенного объекта. Эти значения при выбранном инструменте Pick (Выбор) выводятся в полях X и Y панели атрибутов для всех вариантов выделенных объектов.

Размещение при помощи пристыковываемого окна Transformation
Однако все приведенные выше способы размещения объекта не решают задачи размещения, при которой заданы точные координаты не середины объекта, а одного из маркеров рамки выбора. Без предварительных вычислений не выполнить и относительное смещение выбранного объекта (например, на 10 мм правее текущего положения). Для автоматизации такого рода размещения служит одна из вкладок пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), представленная на рис. 5.1. Для того чтобы открыть его, выберите в меню команду Arrange/Transformation (Монтаж/Преобразование).

В верхней части пристыковываемого окна расположено пять кнопок выбора преобразования. Крайняя левая из них соответствует преобразованию размещения.

В режиме размещения в пристыковываемом окне имеются следующие элементы управления:

  • Счетчики Н и V, определяющие местоположение точки привязки выделенного объекта или совокупности объектов.
  • Флажок Relative Position (Относительно), управляющий способом вычисления координат при размещении. Когда он сброшен, координаты нового положения точки привязки отсчитываются в системе, связанной с печатной страницей. Когда флажок установлен, координаты отсчитываются в связанной с выделенным объектом системе координат, начало которой совмещено с исходным положением выбранной точки привязки.
  • Группа флажков, управляющих выбором точки привязки. Точкой привязки называется один из маркеров рамки выделения, расположенный на ее стороне, в углу или в середине, с которым совмещено начало связанной системы координат выбранного объекта. Местоположение объекта задается именно координатами точки привязки. Для выбора точки привязки, отличной от устанавливаемой по умолчанию в середине рамки выделения, достаточно установить соответствующий ей флажок.
  • Кнопка Apply (Применить) предназначена для фактического выполнения преобразования, параметры которого заданы элементами управления окна - до ее щелчка можно менять эти параметры в любой последовательности без какого-либо эффекта.
  • Кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии). Щелчок этой кнопки вызывает фактическое выполнение преобразования, но не выделенного объекта (или нескольких выделенных объектов), а его копии.
Для того чтобы переместить выделенный объект так, чтобы его середина совместилась с точкой, координаты которой заданы в системе координат страницы (ноль которой по умолчанию совмещен с левым нижним углом страницы), следует:
  1. Сбросить флажок относительного размещения.
  2. Щелкнуть флажок в середине группы флажков выбора точки привязки (круглый).
  3. Ввести в счетчики Н и V координаты точки.
  4. Щелкнуть кнопку Apply (Применить).
Для того чтобы переместить выделенный объект на некоторое расстояние от его текущего положения, следует:
  1. Установить флажок относительно размещения.
  2. Ввести в счетчики Н и V величину желаемого смещения по горизонтали и по вертикали.
  3. Щелкнуть кнопку Apply (Применить).
Сдвиг и суперсдвиг
Выделенные объекты можно перемещать по печатной странице с помощью клавиш управления курсором. Каждое нажатие одной из этих клавиш со стрелками вызывает смещение на величину, заданную счетчиком шага смещения, расположенным на панели атрибутов.

По умолчанию шаг смещения равен 0,1 дюйма или примерно 2,5 мм. Это слишком много для большинства иллюстраций, поэтому рекомендуется сразу же уменьшить ее, например, до 0,1 или даже до 0,01 мм. Для этого отмените выделение всех объектов и введите выбранное значение шага сдвига в счетчик. Шаг будет изменен после нажатия клавиши ENTER.

Выполнение сдвига выделенных объектов клавишами управления курсором при нажатой клавише-модификаторе SHIFT называется суперсдвигом (Super Nudge). В этом режиме заданный на панели атрибутов шаг смещения умножается на постоянный коэффициент суперсдвига. По умолчанию этот коэффициент равен 2. Чтобы изменить коэффициент суперсдвига. выберите в меню команду Tools/Options (Сервис/Дополнительно), а затем в левой части раскрывшегося окна настроек выберите страницу Edit (Правка) и пункт Workspace (Рабочая среда). На раскрывшейся вкладке расположена группа Nudge (Сдвиг) элементов управления параметрами сдвига. С их помощью можно установить как шаг смещения, так и коэффициент супер сдвига и единицы измерения, в которых он задается.

Копирование и дублирование
Как все программы, работающие в среде Windows, CorelDRAW позволяет выполнять операции копирования и переноса при помощи системного буфера. При этом вставка из буфера ранее скопированных или вырезанных объектов выполняется в ту же точку печатной страницы, где располагался оригинал.

Однако, это далеко не самый быстрый и не самый удобный способ построения копий объектов. Если необходимо, чтобы копия выделенного объекта располагалась поверх него, достаточно нажать на вспомогательной клавиатуре серую клавишу с плюсом.

Если копию объекта предполагается перемещать, удобнее, чтобы она создавалась с некоторым смещением по отношению к оригиналу. Такую возможность дает операция дублирования.

Для того чтобы дублировать объект (или несколько объектов), следует выделить его, а потом выбрать команду Edit/Duplicate (Правка/Дублировать). По умолчанию дубликат (точная копия выделенного объекта) будет расположен поверх оригинала и смещен вниз и вправо на 2,5 мм. Это значение смещения можно изменить с помощью счетчиков смещения дубликата на панели атрибутов, появляющейся при при отсутствии выделенных объектов.

Наконец, если требуется создать сразу много копий объекта и разместить их вдоль определенной траектории, достаточно выделить объект и перетаскивать его по этой траектории, удерживая нажатой клавишу пробела.

Растяжение и сжатие
Простейший вариант нам уже известен - это перетаскивание маркеров рамки выделения. Поэтому ограничимся формулировкой особенностей правил выполнения этой операции:

  • Если при перетаскивании маркера нажата клавиша-модификатор CTRL, возможно только целочисленное увеличение кратности размера (то есть объект будет увеличиваться скачками — в 2, 3, 4 ... раза больше оригинала).
  • Если при перетаскивании маркера нажата клавиша-модификатор SHIFT, размер объекта будет изменяться симметрично от центра, а не только в сторону перетаскивания маркера.
  • Если перед окончанием перетаскивания маркера выполняется щелчок правой кнопкой мыши, то преобразование выполняется не над оригиналом, а над копией выделенного объекта.
  • Если в процессе перетаскивания среднего маркера в направлении к середине рамки выделения будет пересечена ее противоположная сторона (при нажа той клавише SHIFT), то в результате преобразования будет построено зеркальное отражение. При перетаскивании углового маркера в этом случае строится объект, центрально симметричный выделенному.
Иногда важно придать выделенному объекту точные размеры. Для этого можно воспользоваться счетчиками размера объекта, расположенными на панели атрибутов, а в более сложных случаях - вкладкой Size (Размер) пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), представленной на рис. 5.2.

Вкладка Size (Размер) кроме новой высоты и ширины объекта позволяет указывать, который из маркеров рамки выбора останется неподвижным при изменении размера. Для этого достаточно установить один из флажков группы выбора точки привязки.

Кроме того, на вкладке имеется кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии), позволяющая оставить оригинал выделенного объекта неизменным, а преобразование применить к его копии.

При масштабировании новый размер выделенного объекта задается в процентах от его исходного размера. Так же как назначение точного размера, это преобразование можно выполнить с помощью полей панели атрибутов и вкладки Scale and Mirror (Масштаб и отражение), представленных на рис. 5.3.

В CorelDRAW при задании отрицательного значения коэффициента масштабирования совместно с изменением размеров выполняется зеркальное отражение выделенного объекта. Расположенные во вкладке (правее счетчиков коэффициентов масштабирования) кнопки позволяют включать в преобразование отражение, не задавая знака «минус» при соответствующем коэффициенте.

Расположенные на панели атрибутов кнопки с такими же рисунками позволяют быстро построить зеркальное отражение выделенного объекта, причем сам объект сохраняется при этом без изменений.

Поворот объектов
Для того чтобы повернуть выделенный объект на произвольный угол с помощью инструмента Pick (Выбор), следует вначале еще раз щелкнуть объект указателем инструмента. После этого вместо угловых маркеров рамки выделении вокруг выделенного объекта появляются маркеры поворота, а маркер центра объекта заменяется на маркер центра поворота. Теперь перетаскивание любого из маркеров поворота приведет к повороту выделенных объектов.

То же преобразование можно выполнить с помощью поля Rotate (Поворот) панели атрибутов и элементов управления вкладки Rotate (Поворот) пристыковываемого окна Transformation (Преобразование).

На вкладке расположены следующие элементы управления (рис. 5.4):

  • Счетчик Angle (Угол). Его значение задает угол поворота выделенных объектов, положительное значение соответствует повороту против часовой стрелки.
  • Счетчики Н и V. Содержат координаты точки, вокруг которой поворачиваются выделенные объекты. По умолчанию эта точка совпадает с серединой рамки выделения.
  • Флажок Relative Center (Относительно). Переключает режимы задания координат центра поворота.
  • Группа флажков выбора местоположения центра поворота. Позволяет без введения числовых значений в поля выбрать в качестве центра поворота один из маркеров рамки выделения.
  • Кнопка Apply (Применить). Вызывает исполнение преобразования в соответствии с установленными значениями управляющих параметров.
  • Кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии). Функционально аналогична кнопке Apply (Применить), но преобразование выполняется не с выделенным объектом, а с его копией.
Скос объектов

Для того чтобы выполнить скос выделенного объекта инструментом Pick (Выбор), следует еще раз щелкнуть объект указателем инструмента, а затем переместить указатель на любой из четырех маркеров скоса, в которые превратились средние маркеры рамки выделения. Указатель примет форму двух встречно направленных стрелок, и перетаскивая маркер скоса таким указателем можно выполнить преобразование скоса выделенного объекта.

Управляющим параметром преобразования скоса является угол скоса. Поскольку скос можно выполнять как по горизонтали, так и по вертикали, таких управляющих параметров два. В CorelDRAW установлена максимальная абсолютная величина углового скоса - она равна 75°.

С помощью вкладки Skew (Скос) пристыковываемого окна Transformation (Преобразование) преобразование скоса можно выполнить с большей точностью. Более того, расположенные на ней элементы управления позволяют одновременно задать углы скоса по горизонтали и вертикали, а также выбрать неподвижную точку преобразования с помощью группы флажков.

Блокировка объектов
При необходимости исключить случайные преобразования объекта его можно заблокировать. Заблокированный объект можно включить в выделение, но никакие преобразования на него не действуют. Нельзя также поменять атрибуты заливки и обводки заблокированного объекта.

Чтобы заблокировать объект, выделите его, а затем выберите команду Arrange/Lock Object (Монтаж/Заблокировать объект). Маркеры рамки выделения примут вид замочков - объект заблокирован. Теперь при его выделении в строке состояния перед характеристикой объекта будет выводиться слово Locked.

Для отмены блокировки объекта выделите его и выберите команду Arrange/Unlock Object (Монтаж/Разблокировать объект). Для отмены блокировки всех заблокированных объектов документа можно воспользоваться командой Arrange/Unlock All Objects (Монтаж/Разблокировать все объекты), причем предварительного выделения объектов не требуется.

Упражнение 5.1. Выделение, копирование и преобразование объектов

  1. Создайте новый документ CorelDRAW и откройте в рабочем пространстве пристыковываемое окно Transformation (Преобразование).
  2. Фигура, похожая на мишень, строится в следующей последовательности. Вначале постройте окружность произвольного диаметра, затем при помощи элементов управления вкладки Size (Размер) пристыковываемого окна преобразуйте ее и окружность диаметром 40 мм. С помощью вкладки Position (Положение) переместите центр окружности в точку с координатами 60 мм по горизонтали и 220 мм по вертикали в системе координат страницы.
  3. Постройте остальные круги мишени, воспользовавшись вкладкой Size (Размер). Для этого щелкните средний флажок в группе выбора точки привязки, установите режим пропорционального изменения размеров, задайте значение любого из счетчиков размеров равным 35 мм и воспользуйтесь кнопкой Apply To Duplicate (Применить к копии). Тем же приемом постройте еще пять окружностей, каждый раз уменьшая диаметр на 5 мм.
  4. Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) и постройте им горизонтальную линию произвольной длины (при нажатой клавише CTRL). Воспользуйтесь полями панели атрибутов, чтобы привести длину линии к 50 мм и переместить ее середину в центр ранее построенных концентрических окружностей. Выберите инструмент Pick (Выбор) и щелкните выделенную линию еще раз, чтобы на экране появились маркеры поворота. Удерживая нажатой клавишу CTRL, перетащите любой из маркеров поворота так, чтобы линия стала вертикальной, но перед тем, как отпустить левую кнопку мыши, щелкните ее правой кнопкой. В результате копия линии будет перпендикулярна ей и пересечет ее в центре окружностей. «Мишень» готова.
  5. Средняя часть изображения представляет собой оригинал и восемь копий фигурного текста. Блок фигурного текста строится с помощью инструмента Text (Текст). Выберите инструмент Pick (Выбор) и перетащите блок текста, расположив его правее мишени. Откорректируйте его расположение по вертикали с помощью поля панели атрибутов, совместив середину текста с горизонтальной линией мишени.
  6. Постройте восемь копий текста, оперируя элементами управления вкладки Scale and Mirror (Масштаб и отражение) пристыковываемого окна Transformation (Преобразование). Например, для того чтобы построить копию, расположенную слева и сверху от оригинала, следует выбрать в качестве неподвижной точки преобразования левый верхний маркер рамки выделения, нажать обе кнопки с пиктограммами отражений и щелкнуть кнопку Apply To Duplicate (Применить к копии). Затем, поочередно выделяя угловые копии, выполните их скос с помощью вкладки Skew (Скос). Для каждой из копий следует назначать неподвижную точку преобразования.
  7. Фигура, похожая на ромашку, состоит из копий вертикально расположенного эллипса высотой 20 мм и шириной 3 мм. Копирование выполнено с поворотом на 9° вокруг точки, смещенной строго вниз по отношению к центру рамки выделения на 13 мм. Вначале постройте исходный эллипс и придайте ему желаемые размеры и положение. Преобразование с копированием выполните с помощью вкладки Rotation (Поворот).
  8. Выделите совместно все построенные лепестки, растянув вокруг них рамку выделения инструментом Pick (Выбор). С помощью полей панели атрибутов переместите выделенные эллипсы так, чтобы центр выделения располагался на той же прямой, что центр «мишени» справа от копий текста. В центре «ромашки» постройте окружность диаметром 15 мм. После совмещения ее центра с центром поворота лепестков щелкните указателем инструмента белый образец экранной палитры цветов, чтобы через середину не просвечивали концы лепестков.

Отмена преобразований объекта

Выполненные над объектом преобразования масштабирования, поворота, отражения и скоса можно отменить. CorelDRAW запоминает цепочку преобразовании, выполненных над каждым из объектов, и если возникает необходимость возвратить какому-либо объекту его исходный вид, достаточно выделить его и выбрать команду Arrange/Clear Transformations (Монтаж/Отменить преобразования). Это можно сделать даже после того, как документ CorelDRAW был закрыт, а затем открыт повторно.

Однако следует иметь в виду, что преобразование размещения не запоминается, а копии объекта, созданные в процессе преобразования, не удаляются. Поэтому результат отмены преобразований иногда может быть неожиданным. Впрочем, отмену преобразований, как почти любую операцию CorelDRAW, тоже можно отменить!

Назад
Компьютерная графика © 2014 ОСУ ИК Вход