8.3. Объединение
Операция объединения, так же как две описанные ниже операции исключения и пересечения, представляет собой важнейший инструмент построения объектов сложных форм из более простых. Как уже отмечалось выше, эта операция необратима, то есть полученный в результате объект нельзя автоматически разделить обратно на исходные составляющие.
Операция объединения представляет собой удаление пересекающихся частей объединяемых объектов и составление из фрагментов их границ новой границы по линии общего абриса. Если операция выполняется над непересекающимися объектами, она приводит к тому же результату, что операция соединения - формированию соединенной кривой, состоящей из нескольких ветвей. Участвовать в операции могут два одиночных объекта, одиночный объект и совокупность объектов или две совокупности объектов.
Две совокупности объектов, участвующих в операции объединения, принято называть выделенными и указанными объектами. Смысл этих названий станет ясным после знакомства с последовательностью выполнения операции, а пока отметим, что ни одна из этих совокупностей не может быть пустой, но любая из них может состоять из единственного объекта. Получившийся в результате операции объект наследует атрибуты заливки и обводки указанного объекта. Если совокупность указанных объектов включает несколько объектов, то значения атрибутов результата наследуются у последнего из выбранных указанных объектов.
Огновным инструментом, с помощью которого задаются режимы выполненения операции объединения и запускается сама операция, является вкладка Weld (Объединение) пристыковываемого окна Shaping (Формообразование) и одноименная кнопка на панели атрибутов.
Чтобы выполнить операцию объединения с помощью пристыковываемого окна Shaping (Формообразование), проделайте следующее.
- Выделите один или несколько объектов для объединения с помощью инструмента Pick (Выбор). Эти объекты составят совокупность выделенных.
- Чтобы открыть пристыковываемое окно, выберите команду меню Arrange/Shaping (Монтаж/Формообразование). Щелчком кнопки Weld (Объединенение) откройте одноименную вкладку.
- Если требуется, чтобы объединение выполнялось не над самими выделенными объектами, а над их копиями, установите флажок режима Source Object(s) (Сохранить выделенные).
- Если требуется, чтобы объединение выполнялось не над самими указанными объектами, а над их копиями, установите флажок режима Target Object(s) (Сохранитьуказанные).
- Щелкните кнопку Weld To (Объединить с).
- При нажатой клавише SHIFT щелкните мышью все объекты, которые должны войти в совокупность указанных. Объединение объектов выполняется в момент освобождения клавиши SHIFT.
- Начните с построения прямоугольника размером примерно 100 на 70 мм. С помощью полей на панели атрибутов приведите размеры к точным значениям и закруглите два из четырех углов прямоугольника.
- Постройте правильную окружность диаметром 70 мм. Чтобы точно совместить ее вертикальный диаметр с правым краем прямоугольника, включите режим привязки к объектам командой View/SnapToObjects (Вид/Привязать к объектам) и переместите окружность на место инструментом Pick (Выбор).
- Выключите режим привязки к объектам той же командой - дальше он будет только мешать, поскольку остальные фигуры не требуют совмещения с объектами.
- Постройте два эллипса и прямоугольник, совместно выделите их и выровняйте по правому краю выделения. Удерживая клавишу SHIFT нажатой, добавьте в выделение круг или прямоугольник и выровняйте все фигуры по середине выделения, совместив их середины на одной горизонтальной линии - геометрической оси бутылки.
- Выделите индивидуально прямоугольник с двумя закругленными углами и назначьте ему заливку 10% черным. Растяните прямоугольник выбора вокруг всех объектов и щелкните кнопку Weld (Объединение) на панели атрибутов. Поскольку мы построили прямоугольник раньше других объектов, он оказался нижним в стопке, и, следовательно, объединенный объект унаследовал именно его заливку.
- В заключение постройте несколько бликов на поверхности бутылки. Каждый из них представляет собой окружность без обводки с радиальной градиентной заливкой с переходом цвета от белого в середине к 10% черного на периферии. Достаточно построить только одну окружность - остальные блики создаются копированием и изменением размеров копий с размещением в нужных местах чертежа.