2.4. Трехмерное вращение
Прежде чем переходить к трехмерному вращению вокруг произвольной оси, paссмотрим вращение вокруг каждой из координатных осей. При вращении вокруг оси x остаются неизменными z-координаты координатного вектора. Фактически вращение происходит в плоскостях, перпендикулярных оси х. Аналогичным образом вращение вокруг осей y и z происходит в плоскостях, перпендикулярных осям y и z соответственно. Преобразование координатного вектора в каждой из этих плоскостей задается матрицей двумерного вращения. Эта матрица и неизменность координаты х при вращении вокруг оси х позволяют записать 4х4-преобразование однородных координат при повороте на угол θ в виде
[T] = | 1 0 0 0 0 cosθ sinθ 0 0 -sinθ cosθ 0 0 0 0 1 |
||
Вращение считается положительным в смысле правила правой руки, т.е. по часовой стрелке, если смотреть из начала координат в положительном направлении оси вращения.
Аналогично матрица преобразования для вращения вокруг оси z на угол ψ имеет вид
[T] = | cosψ sinψ 0 0 -sinψ cosψ 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 |
||
При вращении на угол φ вокруг оси y преобразование имеет вид
[T] = | cosφ 0 -sinφ 0 0 1 0 0 sinφ 0 cosφ 0 0 0 0 1 |
||
Так как трехмерные вращения получаются с помощью перемножения матриц, то они не коммутативны, т.е. порядок перемножения влияет на конечный результат.